Киностудия «АлексФильм»

 

 

 

 

Фильмы режиссера Алексея Козлова

Репортеры «МК» оценили «Бой местного значения»

«Бой местного значения» — история пятерых «трофейщиков» — солдат, которым по долгу службы положено после боя собирать ценные вещи с убитых немцев. Враг — далеко. На носу — новогодняя ночь. И никто не мог предположить, что в ходе очередного задания «трофейщики» столкнутся с отрядом СС…

Съемки фильма проходили в Ленинградской области, в районе Лодейного Поля, в крохотной деревеньке. По сценарию, именно в такую богом забытую деревню в новогоднюю ночь с 1943-го на 1944-й и попадают пятеро солдат. Из местных жителей здесь только дед Максимович, его племянница Настя да несколько древних одиноких старух. За всю войну они ни разу не видели немцев: их деревня — объект стратегически бесполезный, поэтому внезапное появление диверсантов СС становится для всех героев фильма настоящей неожиданностью.

Надо сказать, «Бой местного значения» выгодно выделяется на фоне высокобюджетных блокбастеров, набитых ура-патриотизмом и спецэффектами, как ватой плюшевые игрушки. От них уже рябит в глазах, патриотизм встает костью в горле. «Наше дело правое, мы победим!» Порой это дает обратный эффект.

Основная же часть ленты Алексея Козлова посвящена не героическим подвигам «наших», а мелким бытовым людским проблемам, из которых, собственно, и состоит настоящая жизнь. Дело не в подвиге как таковом. А в том, что было до него…

Вот приготовления взвода к Новому году. Вот конфликт молодого лейтенантика, слишком буквально воспринимающего боевой устав, с матерым рядовым, на груди которого красуется медаль «За отвагу». Вот совершенно понятное человечное беспокойство Максимовича за племянницу, попавшую под чары «отважного» рядового…

Война — она рядом. Она никуда не делась. Просто подвиг не происходит сам по себе. Составная часть подвига — вот эти обычные люди, не лишенные собственных недостатков. Режиссеру в этом вопросе удалось точно пройти по грани. Удалось приблизить «Бой местного значения» к лучшим представителям военно-патриотического кино, в котором, как мы знаем, маститые режиссеры делали ставку не на зрелищные батальные сцены и лихо закрученный сюжет, а на простые человеческие отношения.

Режиссер часто прибегает к хорошо знакомым и понятным образам: любовь с первого взгляда солдата и одинокой женщины, которые решили пожениться в первый же час знакомства; упрямство желторотого лейтенанта, собирающегося отдать своего рядового под трибунал за мелкое нарушение, и, конечно, героическая смерть взвода в конце. Кстати, это ощущение конца не покидает зрителя с первых же минут фильма. Как-то сразу становится понятно — эти не жильцы. И чем дольше идет фильм, тем больше хочется ошибиться. Тем больше хочется, чтобы герои ленты сами признали свои ошибки… Тогда, быть может, их ждет другой финал.

Фильм начинается со слов: «Нашим отцам и дедам посвящается». Это фраза из нашего советского детства, когда мы школьным робким почерком подписывали ветеранам поздравительные открытки на 9 Мая. И тут же убегали, не понимая, почему у этих стариков на глазах появляются слезы.

«Бой местного значения» с таким же усердием пытается показать важность событий 41—45-х годов прошлого уже века, с каким мы в школе по заданию классного руководителя накануне 9 Мая навещали ветеранов, уже совсем дряхлых стариков. Они были так не похожи на бравых солдат, что мы привыкли видеть на фронтовых фотографиях и на больших киноэкранах. Увы, все, что у них осталось, — воспоминания, письма, фотографии, наши поздравительные открытки и такие фильмы, как «Бой местного значения».

Ветераны — публика благодарная. Все, что надо, они додумают, чего не надо — не заметят. Куда сложнее с современным зрителем, для которого Великая Отечественная — пара лишних выходных в мае, когда можно забить на работу. Для этого поколения военно-патриотическое кино осталось в прошлом веке. Как и праздник 9 Мая.

И все же хочется верить, что не устарел еще образ «вечного рядового» из «Боя местного значения», что с улыбкой на лице выдергивает чеку, подрывая себя вместе с половиной отряда противника.

Для чего он это делает?..

Вот парадокс. Чтобы спустя 60 с лишним лет мы видели войну только по телевизору. И радовались своим неожиданным выходным…